Задержка или отмена авиарейса – стандартная ситуация, которая может произойти как по вине перевозчика, так и из-за независящих от него обстоятельств. Факт покупки билета обязывает авиакомпанию в полной мере выполнить взятые на себя обязательства перед пассажиром. Несвоевременный вылет влечет негативные последствия для пассажира, а на плечи компании ложится компенсация за задержку рейса. Рассмотрим основные права пассажира в таких обстоятельствах, а также ситуации, когда можно получить полное возмещение убытков.
Как узнать о задержке или отмене рейса
Если рейс отменяется или переносится, авиакомпания обязана уведомить пассажира об этом заранее. Сообщение должно быть отправлено через СМС или на электронную почту.
Не все перевозчики в России и Европе соблюдают эти требования. Чтобы не пришлось ждать отложенного вылета в зале аэропорта, лучше проверить расписание на сайте компании. Также можно использовать соответствующий сервис от Яндекса.
Что положено при задержке рейса
По законам, регламентирующим правила перелетов в России и Европе, задержка рейса – это ситуация, влекущая за собой определенные обязанности для авиакомпании. В случае опоздания самолета пассажир имеет право на некоторые компенсации согласно статье, определяющей права и обязанности сторон при заключении договора перевозки.
Организатор перелета обязан предоставить клиенту питание и напитки, а также обеспечить местом для отдыха во время задержки. Если рейс был отменен по вине компании, то пассажир имеет право вернуть полную стоимость билета. Кроме того, в случае переноса или отмены вылета по вине авиакомпании, владелец посадочного талона может требовать выплаты штрафа и имеет право на компенсацию за моральный ущерб и понесенные убытки.
Если инцидент произошел по причине непредвиденных обстоятельств, таких как плохие погодные условия, можно претендовать только на выплату стоимости билета и удовлетворение базовых потребностей в процессе ожидания.
Также представитель перевозчика должен предоставить клиенту возможность выйти на связь с близкими или коллегами через электронную почту или по телефону. Это особенно актуально на международных рейсах, когда роуминг стоит дорого.
Как получить напитки, еду и гостиницу за задержку рейса
Когда рейс задерживается или отменяется, пассажиры могут потребовать удовлетворения своих потребностей в питании и проживании. Поскольку далеко не все перевозчики готовы самостоятельно проявить заботу о клиенте, чтобы получить напитки, питание и место для отдыха в процессе ожидания вылета, нужно найти представителя авиакомпании (есть в большинстве аэропортов России и Европы). Их можно отыскать возле стойки регистрации, в билетной кассе или зоне ожидания вылета.
Задержка или отмена рейса: компенсации от авиакомпаний
При покупке билета пассажир заключает договор с авиакомпанией, согласно которому она обязана его доставить в пункт назначения в указанные в расписании сроки. Обязанности перевозчика и пассажира регламентирует статья 786 Гражданского кодекса РФ. Если самолет задерживается, клиент получает право требовать следующие виды компенсации:
- штраф;
- пеня;
- возмещение убытков и морального ущерба.
Когда можно требовать компенсацию:
- Вылет или прибытие самолета в пункт назначения произошло с отклонением от графика по вине перевозчика. В этом случае за каждый час опоздания клиент компании может потребовать возмещения 25 % от минимального размера оплаты труда.
- Возмещение неустойки за каждый час. Размер пени при задержке составляет 3% от стоимости перелета. Компенсация начисляется, начиная с первого часа после планируемого времени вылета самолета.
- Получить выплату можно в ситуации, если клиент перевозчика понес убытки из-за отмены или задержки вылета.
- На компенсацию можно рассчитывать, если вы пропустили пересадочный рейс или были вынуждены дополнительно платить деньги за услуги гостиницы.
- Согласно законам России и большинства стран Европы, получить выплату за моральный ущерб имеют право люди, состояние физического или психологического здоровья которых ухудшилось из-за сложившейся по вине компании ситуации. Желающим получить денежную компенсацию нужно доказать факт причинения подобного ущерба. Размер выплаты, которую должен получить пассажир, определяется в ходе суда.
- Если происходит не просто задержка рейса на несколько часов, а полная отмена вылета, авиакомпания обязана вернуть деньги за билет. Можно потребовать возврата всей уплаченной за билет суммы. Такие правила действуют для перевозчиков большинства перевозчиков.
Отмена или перенос рейса из-за технических неисправностей самолета не считается непредвиденным обстоятельством, поскольку компания обязана поддерживать исправное состояние своего транспорта.
Согласно международным правилам перелетов, которые действуют в России и Европе, отмена рейса или задержка самолета по причине погодных условий или других непредвиденных обстоятельств не обязывает авиакомпанию выплачивать штраф и пеню.
Разный размер компенсации
Сумма, полученная клиентом в качестве компенсации от перевозчика, будет зависеть от типа маршрута. Для внутренних направлений действуют законы России, предусматривающие выплату штрафа и пени по процедуре, которая была описана выше. Международные перелеты регламентируются соответствующими конвенциями. Например, в Европе действует регламент перелетов ЕС, а размер денежных выплат может достигать 600 евро за задержку рейса от трех часов.
Как взыскать деньги
Чтобы в будущем выдвинуть претензию перевозчику и получить компенсацию, стоит поставить отметку о задержке или отмене вылета в посадочном талоне. Это можно сделать у представителя авиакомпании. Отметка будет доказательством факта нарушения перевозчиком своих обязательств и в дальнейшем может понадобиться в случае судебного разбирательства.
Согласовать выплату компенсации за отмененный или перенесенный рейс можно на месте с представителем авиакомпании, но в такой ситуации получится договориться в лучшем случае о возмещении штрафа, пени и понесенных убытков. Обязать перевозчика компенсировать также моральный вред возможно только по решению суда при наличии доказательной базы.